ФЗ-315: ошибочный вектор

ФЗ-315: ошибочный вектор

Весной Госдума РФ планирует рассмотреть поправки в Федеральный закон № 315 «О саморегулируемых организациях» (СРО). О том, чем могут обернуться нововведения для профессионалов вторичного рынка недвижимости, рассказывает председатель правления Северо-Западной палаты недвижимости Павел Созинов.

– Вторая половина уходящего года вновь ознаменовалась серьезными дискуссиями вокруг, казалось бы, давно устоявшегося ФЗ-315 «О саморегулируемых организациях». Письмо Аппарата Правительства РФ от 10.10.2011 с проектом закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вызвало волну споров и выявило диаметрально противоположные подходы. Что вы думаете об этом?

– Я не буду останавливаться на строительной сфере, об этом много говорилось. Есть серьезный и обоснованный подход, предложенный Минрегионом и Национальным объединением строителей. Законодательная база саморегулирования данной отрасли детально проработана в Градостроительном кодексе РФ, и хотя сам механизм саморегулирования еще отшлифовывается в повседневной практической работе, но он уже состоялся. И, безусловно, привносимые в ФЗ-315 новеллы с целью унификации подходов в различных отраслях идут в разрез с отраслевым законодательством. Так что отрицательное отношение строительного бизнес-сообщества к поправкам вполне закономерно.

Если обратиться к специфике добровольного саморегулирования, например, в агентской, риэлторской сфере, то и здесь обсуждаемые поправки привносят серьезные новации в процесс становления саморегулируемых сообществ. Они носят, к сожалению, негативный характер. Так, опираясь на уже состоявшуюся практику обязательного саморегулирования, авторы законопроекта ввели новую статью, 23-ю – «Национальное объединение саморегулируемых организаций». Однако законодатель не учел той уже сложившейся территориальной специфики, при которой принятые стандарты и правила риэлторской деятельности опираются на практику работы в том или ином регионе. Как, например в Омске, где разработанные региональным сообществом стандарты деятельности получили согласование в правительстве субъекта и используются в качестве обязательных норм членами этого регионального СРО. Эти базовые нормы уже стали основой для объединения 117 компаний, и непонятно, почему должны быть пересмотрены в угоду национальному объединению, которое – вполне возможно – будет опираться на совсем иную практику работы.

– Вы считаете, что межрегиональных (в том числе и национальных) объединений при добровольном саморегулировании может быть несколько?

– Ровно столько, сколько потребуется рынку. Рынок сам отрегулирует количество этих объединений. Добровольное саморегулирование должно, исходя из внутренней логики, опираться на демократические институты. Что и было продемонстрировано в ФЗ-315 образца 2007 года, где статьей 24 «Участие саморегулируемых организаций в некоммерческих организациях» было продекларировано право (!) создавать ассоциации по территориальному, отраслевому и межотраслевому принципу.

В новом законопроекте это право, в сущности, становится обязательной нормой, в случае, когда «более пятидесяти процентов всех саморегулируемых организаций определенного вида профессиональной или предпринимательской деятельности» объединятся в национальную организацию. Тогда и остальные профессиональные участники рынка – члены СРО будут обязаны руководствоваться федеральными стандартами этой организации. Очевидно, что в условиях добровольного характера участия в саморегулируемых объединениях, допустим, в риэлторской сфере, такая форма регулирования потерпит фиаско. Зачем профобъединениям, не нашедшим себя по какой-либо причине в новом национальном объединении, отчислять членские взносы и принудительно участвовать в этом «добровольном эксперименте»?

Если поправки будут приняты, то это станет шагом назад в системе добровольного саморегулирования – уже созданные СРО вновь вернутся к работе на основе ФЗ-7 от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях» в качестве всем давно знакомых ассоциаций и партнерств. Правление Санкт-Петербургской палаты недвижимости, рассмотрев на последнем заседании предлагаемые законодателями поправки в ФЗ-315, считает необходимым широкое обсуждение вносимых нововведений и преждевременным их вынесение на ближайшую сессию Государственной Думы РФ.

– В то же время совсем недавно вы заявили о создании национального объединения риэлторов?

– Создаваемая первыми в России саморегулируемыми сообществами в сфере недвижимости Национальная палата недвижимости (Национальное объединение СРО агентств недвижимости) в своей деятельности предполагает опираться на добровольный характер участия в ней своих членов, на совещательные и рекомендательные нормы. Объединение не собирается занимать доминирующие позиции на рынке и навязывать остальным участникам рынка свои стандарты и правила.

Сергей Бардин